|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Школьный уполномоченный по правам ребенка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
портал правовой помощи: http://pravo.gov.ru
Бачурина Елена Павловна - школьный уполномоченный по правам ребенка до января 2020 года Работа в проекте с 01.09.2010 г. скачать информацию со стенда по правам человека Зачем нужен уполномоченный по правам ребенка в школе? Известно, что права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения. С 01.09.2009 года в четвертой школе была организована работа областной экспериментальной пилотной площадки по введению должности школьного уполномоченного. Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:
Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил школьной жизни и входит в систему взаимоотношений учреждения. В формуле – ученик-учитель – должна быть промежуточная составляющая. Независимый специалист по разрешению конфликтов – их еще называют омбудсменами или уполномоченными по правам ребенка. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса в школе - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., российскими и международными документами, защищающие права и интересы ребенка, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением. Уполномоченный принимает меры к охране детей от любого рода насилия, жестокости, эксплуатации, а также о деморализации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения. Основы деятельности Уполномоченного Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности. Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной
жизни заявителя и других лиц.
Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений) Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса. Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предусматривающая обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Инклюзивное образование базируется на принципах:
1. Ценность человека не
зависит от его способностей и достижений. 9. Удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. 10. Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот. 11. Командный подход в обучении и воспитании детей предусматривает привлечение педагогов, родителей и специалистов. 12. Сложность задач должна соответствовать способностям ребенка. 13. Преодоление потенциальных барьеров в обучении.
Инклюзивное образование является подходом, который помогает адаптировать образовательную программу и учебную среду к потребностям учащихся, которые отличаются своими образовательными возможностями. Аналитическая справка по итогам деятельности уполномоченного по правам ребёнка МБОУ СОШ №4 Бачуриной Е.П. г. Миллерово Ростовской области по итогам 2016-2017 уч. года. 1. Введение:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Миллерово Ростовской области. МБОУ СОШ №4 расположена в восточной части города на пересечении улиц Октябрьской и Менделеева. Вблизи школы расположен центральный рынок. Школа удалена от основных культурных центров деятельности молодежи, спортивных комплексов. В школе реализуются программы дополнительного образования детей: спортивные секции, кружки по интересам, танцевальные объединения, В системе дополнительного образования школы занято 78 % всех обучающихся. В 2016-2017 учебном году в школе была организована работа 38 классов-комплектов: в начальной школе – 17, в среднем звене – 18, в старшем звене – 3. На конец 2016-2017 учебного года в школе обучалось 872 человека. Школа работала в режиме 5-дневной рабочей недели; 9 -11 классы в режиме 6-дневной недели. Обучение осуществлялось в две смены. В школе введен пропускной режим, осуществляется круглосуточное видеонаблюдение. Школа оснащена системой оповещения при пожаре, имеется тревожная кнопка. Школа имеет достаточно хороший кадровый потенциал. Все учителя работают по специальности. Педагогический коллектив насчитывает 59 человек. Из них высшее образование имеют 59 человек, незаконченное высшее – 3, средне-специальное – 7 человек. По категориям учителя распределились следующим образом: 14 учителей имеют высшую категорию, 34 учителей - I категорию, 11 учителей – соответствие должности. Средний возраст учителя по школе составляет 47,5 лет. Школа гарантирует: - обеспечение обязательных стандартов образования; - удовлетворение запросов и потребностей обучающихся на образовательные услуги; - создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности. Школа обеспечивает: - работу медицинской службы для детей с ослабленным здоровьем; - работу психолого-педагогической службы; - организацию бесплатного питания для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей с ослабленным здоровьем, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении; - мониторинг состояния здоровья обучающихся, шестой год в школе работает областная площадка здоровьесбережения «Армис», ежегодный профилактический медицинский осмотр учеников. Особенности ОУ: Основное направление учебно-воспитательной работы – формирование гражданской позиции обучащихся и развитие их духовно-нравственного потенциала. С 1 сентября 2011 года в школе введен курс ОРКСЭ. В нашей школе ведется работа модулей «Oсновы православной культуры», «Основы светской этики» для начальной школы. Проблемы ОУ: В школе функционируют классы, в которых обучаются дети цыганской национальности. Большинство из них остаются на повторный год обучения, т.к. ученики не посещают занятия в течение длительного времени. Отдельные обучающиеся, оставшиеся на повторный год обучения, перестают посещать ОУ, выходят замуж или женятся. Наличие обучающихся с девиантным поведением оказывает негативное воздействие на учеников, легко подающихся чужому влиянию (ведомых). Работа по профилактике девиантного поведения обучающихся проводится совместно с педагогом–психологом школы, социальным педагогом, Советом профилактики. Школьный уполномоченный по правам ребенка содействует решению конфликтных ситуаций, которые затрагивают права ребенка. В связи с участившимися случаями детского суицида в стране, усилена работа психологической и социально-педагогической службы по выявлению и предупреждению сложных жизненных ситуаций в семье и личной жизни ребенка, организованы дополнительные консультации для детей, родителей, педагогов, осуществляется наблюдение за процессами воспитания в семье и школе. II. Работа с обращениями и жалобами учащихся. Основными задачами деятельности школьного уполномоченного являются: ü совершенствование системы правового сопровождения образовательного процесса в школе; ü содействие восстановлению нарушенных прав и свобод несовершеннолетних; ü правовое просвещение всех участников образовательного процесса. В 2016-2017 учебном году было рассмотрено 25 обращений. Обращались родители (либо лица, их заменяющие), педагоги, обучающиеся. Возрастной состав обратившихся – обучающиеся 12-15 лет, молодые люди в возрасте от 22 - 45 лет, взрослые - старше 60. Основные причины обращения: конфликтные и спорные ситуации «ученик-ученик», психическое и физическое насилие в семье и в школе (между обучающимися), семейное неблагополучие. Количество обращений, связанных с нарушением прав ребенка – 19 количество обращений, по которым удалось полностью или частично решить /восстановить нарушенные права – 19 результаты: разъяснено – 25 удовлетворено – 3 частично решено – 0 отказано – 0 Повод обращения родителей - просьба помощи в разрешении конфликтной ситуации между обучающимися, а также возникающие проблемы подросткового возраста. Консультации по нормативным актам, СанПиНу, постановлениям правительства РФ в области образования и др. Поводы обращений учителей: 1. Социально-педагогическая запущенность учеников. 2. Семейное неблагополучие. 3. Некорректное поведение родителей по отношению к педагогическим работникам. 4. Оскорбительное поведение обучающегося по отношению к учителю и одноклассникам. Меры, принимаемые уполномоченными по правам ребенка по обращениям: - Содействие разрешению конфликтной ситуации, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения. - Осуществление разъяснительной работы среди участников образовательного процесса МБОУ СОШ №4 о правах и законных интересах ребенка. Обращения, связанные с нарушением тех или иных прав обучающихся в стенах образовательного учреждения, рассматривались сразу. Что касается семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, то этот спектр проблем требует непременного вмешательства в семью и посещения её по месту жительства. Так, в этом учебном году, по причине семейного неблагополучия нарушалось право ребёнка на получение образования в 5 семьях, на необходимый жизненный уровень – в 5 семьях. Семейное неблагополучие часто связано с пристрастием родителей к алкогольным напиткам, к ведению свободного образа жизни, не обремененного заботой о детях. Без сознательного желания родителей бросить пить и начать нормальный образ жизни, эту проблему решить практически невозможно. Дети оказываются беспризорными. С такими родителями велась разъяснительная беседа, совместно с КДН, ОВД, классными руководителями проводились профилактические рейды. В течение учебного года я вела индивидуальный приём. Родители обращались с вопросами, касающимися предоставления льгот на получение бесплатного питания и учебников, путёвок в санаторий и лагеря. Были обращения родителей, испытывающих трудности в воспитании детей. Все эти вопросы были рассмотрены, обратившимся даны разъяснения, рекомендации, при необходимости были организованы встречи со специалистами. III. Нарушение прав несовершеннолетних Основные средства восстановления нарушенных прав ребенка – тактики педагогики поддержки: тактика «защиты» тактика «помощи» тактика «содействия» тактика «взаимодействия» Каждая тактика находит применение в работе ШУПР. Причины, по которым обращались участники образовательного процесса, кратко изображены в таблице:
Наибольшее количество обращений связано с правовыми и межличностными взаимоотношениями. Конфликтные ситуации были разрешены совместными силами ШУПР и службой медиации школы. В этом учебном году была продолжена деятельность уполномоченного, направленная на правовое просвещение детей, их родителей и учителей. Были проведены классные часы: «Права ребёнка», посвященный Всемирному дню прав ребёнка, принятию Конвенции о правах ребёнка; «Имею право на права» - классный час о правах, закрепленных в Конвенции; «Статуя свободы» - классный час по формированию понятия свободы личности и пр. На родительских собраниях выступила с сообщениями на темы: «Категории семей обучающихся, пользующихся льготами в образовательном учреждении», «Причины неповиновения детей», «Безопасность в сети» и пр., на общешкольном родительском собрании с темой «Ответственность родителей за воспитание детей» и пр. В течение года школьным уполномоченным преподавался курс предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов «Человек среди людей: право и ответственность», курс внеурочной деятельности для учеников 1 класса «Учимся договариваться». С ноября 2016 года школьный уполномоченный по правам ребенка МБОУ СОШ№4 был введен в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Миллеровского района (Постановление Администрации Миллеровского района от 25.11.2016г №689). Деятельность ШУПР в МБОУ СОШ №4 была направлена на оказание помощи в урегулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, на формирование у участников образовательного процесса навыков доброжелательных взаимоотношений, обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав, содействие правовому просвещению участников образовательного процесса и пр. Информационная работа по реализации правового просвещения просматривалась в размещении материала на информационном стенде, в проведении мероприятий, направленных на повышение правовых знаний подрастающего поколения и т.д. В практике работы ШУПР основными методами работы остаются индивидуальная беседа с родителями, обучающимися, учителями, выступления на родительских собраниях, классных часах. В работе ШУПР использовались следующие нормативные документы: ü Конституция РФ ü ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ü Конвенция о правах ребенка ü Устав МБОУ СОШ №4 ü Семейный кодекс ü сборник нормативных и практических материалов, методические пособия по вопросам соблюдения прав участников образовательного процесса, журнал регистрации обращений.
В ходе исполнения Программы гражданско-правового и патриотического воспитания МБОУ СОШ №4 решались следующие задачи: ü формирование у обучающихся представления о правах, как главной ценности человеческого общества; ü воспитание уважения к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам; ü раскрытие творческого потенциала учеников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение; ü приобретение навыков решения конфликтных ситуаций мирным путем; ü профилактика правонарушений и школьной дезадаптации, .семейного неблагополучия. Количественные данные проведенных мероприятий в рамках реализации Программы гражданско-правового и патриотического воспитания обучающихся МБОУ СОШ №4:
В результате взаимодействия с классными руководителями 1-11 классов достигнуты следующие результаты: ü по окончании начальной школы обучающие знают о существовании Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Уставе школы, правилах поведения, службах защиты прав детей. Умеют объяснить, что такое Конвенция о правах ребенка, Конституция, Закон, Устав школы, правила поведения, для чего они нужны и каковы последствия их нарушений, умеют использовать в социуме правила поведения, соблюдать нормы общения и уважительно относиться к товарищам, учителям, родителям, другим окружающим, уметь разрешать конфликтные ситуации посредством дискуссии, цивилизованного спора и пр. ü по окончании основной школы обучающиеся знают основные положения документов в области государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права в части, касающейся прав несовершеннолетних, систему законодательства и нормы права, понятия прав, свобод, обязанностей и ответственности, их взаимосвязь, умеют рассказать об основных положениях в области государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права, правильно применять в повседневной жизни положения законов, умеют поддерживать правосознание и порядок для себя и других, иметь четкую установку на законопослушание, предвидеть последствия при принятии решений, связанных с правовым/противоправным поведением, умеют находить необходимую правовую информацию; ü по окончании средней школы выпускниками усвоена система знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности, усвоено содержание Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, реализующих отношения между государством и личностью, основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребенка. Выпускники имеют представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны, владеют знаниями об охране правопорядке государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка и пр.
IV. Заключение:
Трудности, которые в работе Школьного Уполномоченного по правам ребенка, которые выражаются следующими противоречиями:
Перспективы работы ШУПР: ü Повышение знаний по правовым и юридическим вопросам ü Развитие информационного блока на сайте школы ü Анализ и совершенствование работы по выбранным направлениям. ü Проведение правовой декады ü Взаимодействие с ШУПР других школ города и Ростовской области. Пожелание: организовать обучение ШУПР по совершенствованию форм и методов в работе с родителями, обучающимися, педагогическим коллективом, встречи со специалистами по правовым и юридическим вопросам. ШУПР МБОУ СОШ №4 Е.П. Бачурина г. Миллерово, 2017г.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребёнка в МБОУ СОШ №4 Е.П.Бачуриной г. Миллерово Ростовской области в 2015-2016 уч. году. I. Введение. МБОУ СОШ №4 расположена в восточной части города на пересечении улиц Октябрьской и Менделеева. Вблизи школы расположен центральный рынок. Школа удалена от основных культурных центров деятельности молодежи, спортивных комплексов. В школе реализуются программы дополнительного образования детей: спортивные секции, кружки по интересам, танцевальные объединения, В системе дополнительного образования школы занято 75 % всех обучающихся. В 2015-2016 учебном году в школе была организована работа 40 классов: в начальной школе – 19, в среднем звене – 18, в старшем звене – 3. На конец 2015-2016 учебного года в школе обучалось 876 человек. Школа работала в режиме 5-дневной рабочей недели; 9 -11 классы в режиме 6-дневной недели. Школа имеет достаточно хороший кадровый потенциал. Все учителя работают по специальности. Педагогический коллектив насчитывает 70 человек. Из них высшее образование имеют 59 человек, незаконченное высшее – 3, средне-специальное – 7 человек. По категориям учителя распределились следующим образом: 13 учителей имеют высшую категорию, 36 учителей - I категорию, 14 учителей – II категорию, соответствие должности – 6. Средний возраст учителя по школе составляет 47,5 лет. Школа гарантирует: - обеспечение обязательных стандартов образования; - удовлетворение запросов и потребностей обучающихся на образовательные услуги; - создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности. Школа обеспечивает: - работу медицинской службы для детей с ослабленным здоровьем; - работу психолого-педагогической службы; - организацию бесплатного питания для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей с ослабленным здоровьем, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении; - мониторинг состояния здоровья обучающихся, пятый год в школе работает областная площадка здоровьесбережения «Армис», ежегодный профилактический медицинский осмотр учеников. Особенности ОУ: Основное направление учебно-воспитательной работы – формирование гражданской позиции обучащихся и развитие их духовно-нравственного потенциала. С 1 сентября 2011 года введен курс ОРКСЭ. В нашей школе ведется работа модулей «Oсновы православной культуры», «Основы светской этики» для начальной школы. Проблемы ОУ: В школе функционируют классы, в которых обучаются дети цыганской национальности. Большинство из них остаются на повторный год обучения, т.к. ученики не посещают занятия в течение длительного времени. Отдельные обучающиеся, оставшиеся на повторный год обучения, перестают посещать ОУ. Наличие обучающихся с девиантным поведением оказывает негативное воздействие на учеников, легко подающихся чужому влиянию (ведомых). Работа по профилактике девиантного поведения обучающихся проводится совместно с педагогом–психологом школы, социальным педагогом, Советом профилактики. Школьный уполномоченный по правам ребенка содействует решению конфликтных ситуаций, которые затрагивают права ребенка. В связи с участившимися случаями детского суицида в стране, усилена работа психологической и социально-педагогической службы по выявлению и предупреждению сложных жизненных ситуаций в семье и личной жизни ребенка, организованы дополнительные консультации для детей, родителей, педагогов, осуществляется наблюдение за процессами в семье и школе. II. Работа с обращениями и жалобами учащихся. Основными задачами деятельности школьного уполномоченного являются: совершенствование системы правового сопровождения образовательного процесса в школе; содействие восстановлению нарушенных прав и свобод несовершеннолетних; правовое просвещение всех участников образовательного процесса. В 2015-2016 учебном году было рассмотрено 19 обращений. Обращались родители (либо лица, их заменяющие), педагоги, обучающиеся. Возрастной состав обратившихся – обучающиеся 12-13 лет, молодые люди в возрасте от 22 - 45 лет, взрослые - старше 60. Основные причины обращения: конфликтные и спорные ситуации «ученик-ученик», психическое и физическое насилие в семье и в школе (между обучающимися), семейное неблагополучие. Количество обращений, связанных с нарушением прав ребенка – 19 количество обращений, по которым удалось полностью или частично решить /восстановить нарушенные права – 19 результаты: разъяснено – 16 удовлетворено – 3 частично решено – 0 отказано – 0 Повод обращения родителей просьба помощи в разрешении конфликтной ситуации между обучающимися, а также проблемы подросткового возраста. Поводы обращений учителей: 1. Социально-педагогическая запущенность учеников. 2. Семейное неблагополучие. 3. Некорректное поведение родителей по отношению к педагогическим работникам. 4. Оскорбительное поведение обучающегося по отношению к учителю и одноклассникам. Меры, принимаемые уполномоченными по правам ребенка по обращениям: - Содействие разрешению конфликтной ситуации, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения. - Осуществление разъяснительной работы среди участников образовательного процесса МБОУ СОШ №4 о правах и законных интересах ребенка. Обращения, связанные с нарушением тех или иных прав обучающихся в стенах образовательного учреждения, рассматривались сразу. Что касается семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, то этот спектр проблем требует непременного вмешательства в семью и посещения её по месту жительства. Так, в этом учебном году, по причине семейного неблагополучия нарушалось право ребёнка на получение образования в 2 семьях, на необходимый жизненный уровень – в 5 семьях. Имели место два случая жестокого обращения с детьми со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Семейное неблагополучие часто связано с пристрастием родителей к алкогольным напиткам. Без сознательного желания родителей бросить пить и начать нормальный образ жизни, эту проблему решить практически невозможно. Дети оказываются беспризорными. С такими родителями веду разъяснительную беседу, совместно с КДН, ОВД, классными руководителями проводим профилактические рейды. В течение учебного года я вела индивидуальный приём. Родители обращались с вопросами, касающимися предоставления льгот на получение бесплатного питания и учебников, путёвок в санаторий и лагеря. Были обращения родителей, испытывающих трудности в воспитании детей. Все эти вопросы были рассмотрены, обратившимся даны разъяснения, рекомендации, при необходимости были организованы встречи со специалистами. III. Нарушение прав несовершеннолетних Основные средства восстановления нарушенных прав ребенка – тактики педагогики поддержки: тактика «защиты» тактика «помощи» тактика «содействия» тактика «взаимодействия» Каждая тактика находит применение в работе ШУПР. Причины, по которым обращались участники образовательного процесса, кратко изображены в таблице:
В этом учебном году была организована деятельность уполномоченного, направленная на правовое просвещение детей, их родителей и учителей. Были проведены классные часы: «Права ребёнка», посвященный Всемирному дню прав ребёнка, принятию Конвенции о правах ребёнка; «Имею право на права» - классный час о правах, закрепленных в Конвенции; «Статуя свободы» - классный час по формированию понятия свободы личности и пр. На родительских собраниях выступила с сообщениями на темы: «Категории семей обучающихся, пользующихся льготами в образовательном учреждении», «Причины неповиновения детей», на общешкольном родительском собрании с темой «Ответственное родительство» и пр. В течение года вела предпрофильный курс для обучающихся 9 классов «Человек среди людей: право и ответственность». IV. Заключение. Трудности, которые в работе Школьного Уполномоченного по правам ребенка, которые выражаются следующими противоречиями:
Перспективы работы ШУПР: Развитие информационного блока на сайте школы Анализ и совершенствование работы по выбранным направлениям. Проведение правовой декады Проведение акции «Уважению и взаимопониманию – да! Нет – насилию!». Взаимодействие с ШУПР других школ города и Ростовской области. Пожелание: продолжить обучение ШУПР по просветительской работе с родителями, обучающимися, педагогическим коллективом. ШУПР МБОУ СОШ №4 г. Миллерово /Е.П.Бачурина/ 08.11.2011 состоялся семинар ШУПР Миллеровского районаВыступление Е.П.Яковенко:«Школьный уполномоченный по правам ребенка в общеобразовательном учреждении как субъект социальной поддержки».Какую цель в жизни человек считает самой главной? Ответ не заставит себя ждать - конечно же, - это рождение и воспитание детей. Дети являются полноправными членами нашего общества. Но они более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому очень часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Должность уполномоченного по правам человека была учреждена Конституцией РФ в 1993 году. Данная должность призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина. В Ростовской он был создан в ноябре 2007 года. С 01.09.2009 года в четвертой школе г. Миллерово была организована работа областной экспериментальной пилотной площадки по введению должности школьного уполномоченного. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса в школе - неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы, наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. Уполномоченный по правам в школе должен быть: Ø простым, доступным, быстрым средством защиты прав детей, учителей, родителей; Ø неформальным; Ø нейтральным; Ø пользующийся доверием (не раскрывает личность людей, обратившихся за помощью или предоставивших ему информацию, кому-либо без разрешения на то обратившегося лица); Ø имеющий доступ к любой информации Что дает школе работа омбудсмена? Детям: чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно ии нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь. Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло. Школе в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды. Омбудсмен способствует предупреждению конфликтов, установлению гуманных отношений партнерского сотрудничества и позволяет всем понять необходимость соблюдения своих прав, обязанностей в семье, школе и классе. Анализ обращений: Темы обращений учеников: · межличностные отношения · Критика со стороны педагогов · Взаимоотношения с родителями
Темы обращений родителей: · Отсутствие взаимопонимания с детьми · Правовые вопросы · Бесплатное питание · Расписание занятий и пр.
Темы обращений учителей: · Пренебрежение интересами ребенка со стороны родителей · Нарушение родителями права на получение образования и т.д.
Просветительская деятельность уполномоченного по правам ребенка. · Тематические родительские собрания · Выступления на семинарах · Участие в работе педсовета · Индивидуальные консультации · Ведение элективного курса в 9 классах: « Человек среди людей. Право и ответственность» · внеурочной деятельности в 1,2 классах «Учимся договариваться» по формированию правовой культуры и профилактике противоправного поведения детей и подростков и т.д. · Проведение классных часов Считаю, что должность школьного уполномоченного нужна, востребована, необходима. Просто большинству людей необходимо время для понимания того, что из любой трудной ситуации можно найти выход. Главное – не бездействовать! В доказательство этого расскажу следующую притчу: «Протяни ты ему руку»
В болоте северной Персии тонул
человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще
выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро
целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак,
пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я
вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал
для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все
повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о
помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: Таким образом, не всегда нужно упорно ждать, когда нуждающийся в помощи ребёнок протянет руку и заявит о себе, нужно вовремя увидеть эту потребность, осознать необходимость оказания помощи. Очень важно, чтобы мы приходили на помощь не только тогда, когда беда уже случилась, а чуть раньше. Так как задача уполномоченного – предотвратить. Предостеречь. Не допустить нарушение закона. Ребёнок, проживая в семье, обучаясь в школе, должен чувствовать себя в безопасности. Должен знать, что его любят, что он нужен. Джон Пауэлл (английский композитор) сказал: «В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви..» В заключение, хотелось бы отметить, что нормы о правах человека опираются на нашу нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Особенно это верно в отношении прав ребенка. Вспомним слова русского писателя Ф.М. Достоевского, который утверждал: «счастье всего человечества, мировая гармония не стоят даже одной слезинки невинного ребенка». Страдания детей в далеком прошлом можно было объяснить дикостью и отсталостью. В современном мире оправдания несчастья малышей, в какой бы стране им не пришлось родиться, нет. Воспитывая детей, мы преследуем благородную цель: сделать их добрыми, умными, хорошими. А лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!!!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№4, |